Стоял некогда на Каме-реке, в глухих пермских лесах, славный Орел-городок, Кергедан, как называли его местные племена, коми и пермяки, — селение в речном устье. Мал городок, да удал, крепость, опорная точка державы, столица обширных уральских владений именитых людей Строгановых. Именно здесь снаряжал свою дружину покоритель Сибири казак Ермак, отсюда отправился в глубь азиатского материка, раздвигая границы России. А в другую сторону везла река на потребу всех россиян соль-“пермянку”.
А головой всему, на самом краю мыса, подмытого рекой, — две каменные постройки: соборный храм Похвалы Богородицы, другой, поменьше, — Воздвижения Честного Креста, и чуть поодаль — палаты Строгановых, срубленные из отборных, толстых и прочных бревен.
Просто невероятно, как мог появиться в таком медвежьем углу, в такое, еще достаточно средневековое, время премудрый пастырь, блестящий самородок, на голову выше своих земляков.
Протопоп Потап Игольнишников, написавший солидную рукопись «Статиръ» — поучения на воскресные дни и праздники годового круга, в честь святых, на разные торжественные случаи. Поучения предваряются двумя предисловиями, дополняются авторскими молитвами по совершении первой части и всего труда, и вдобавок еще виршами — 68 силлабическими двустишиями, обращенными как к доброжелательному читателю, так и к завистливому хулителю — уж в чьи руки попадет книга.
Писалась она один год, четыре месяца и двенадцать дней. Время и место создания автор указал точно, приписал киноварью в предисловии к читателю: 8 апреля 1683—20 августа 1684, в царствие государей, братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, в вотчине именитого человека Григория Дмитриевича Строганова — Орле-городке, на Каме-реке, в устье реки Яйвы. Указал автор и то, что служил тогда священником соборной церкви Похвалы Богородицы.
Книга эта замечательна не только тем, что освещает личность человека, ее написавшего, происходившего из крестьян и выбившегося при тогдашних препятствиях из невежества и темноты, в которой родился и жил, но вместе с тем представляет образцы сильного красноречия, напоминающего собою лучшие произведения отцов Церкви. Находясь посредине народа грубого, на невежество которого он беспрестанно жалуется, подкрепляемый верою в Бога и сознанием правого дела, бедный, неизвестный приходской священник старается своими поучениями пробудить чистые нравственные начала в душах своих прихожан и дать им вместе с тем истинные понятия о Боге и мире. В этих проповедях, написанных языком простым, но сильным, заключаются не только превосходные памятники красноречия, но еще можно найти множество указаний на нравы, обычаи и образ мыслей того времени, словом, что собственно составляет историю народной жизни.
А отец Потап будто в колокол гремел: «Скорчена душа наша, если смотрит только на земное, а о небесном и Божественном не помышляет … »
20 августа 1684 года он поставил точку: «Прими, Господи, малое зерно пшенично, изросшее в иссохшем колосе ума моего. Сотвори его в мире вкорениться, умножь и рассей по лицу всея Российской державы и во всех верных, где прославляется имя Твое … Аминь».
Верил отец Потап, что мысли и слова его будут известны «всей Российской державе», а уж нам, его землякам, и подавно.
Желание сохранить шедевры архитектуры для будущих поколений присуще не только жителям столичных городов, но и нам, обитателям провинции. Тем более что здесь есть чем гордиться
Вопрос сохранности памятников архитектуры всегда был одним из самых проблемных на Руси. Первые попытки государства взять под контроль архитектурное наследие были предприняты чуть менее двухсот лет назад. В 1826 году вышел именной указ императора «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и воспрещении разрушать оные», в котором губернаторам было «Волею Его Величества» строжайше воспрещено разрушать здания «древности». В этом же указе губернским и городским архитекторам предписывалось снимать подробнейшие планы и рисунки со старинных зданий, пересылать их в столицу со своими предложениями о «починке», которая бы «не переменяла древних планов и фасадов» данных сооружений.
Белинский писал: «Богатство мировой культуры образуется из множества национальных и местных культур», поэтому мы должны сохранить свою местную достопримечательность, внося тем самым вклад в одно общее большое дело – передать богатое наследие нашим потомкам, а им уже сохранить и передать будущим поколениям.
Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы — это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.
Понятно, что святыни должны сохраняться. Но и люди должны иметь возможность зайти и молиться в святом месте. Закрыть храм на реставрацию — это все равно, что, допустим, закрыть больницу, где людям необходимо лечиться, под предлогом особой исторической ценности ее здания. Храм — это тоже больница, куда люди приходят лечить свои души. И это в первую очередь. А это значит, мы должны заботиться не только о благолепии храма, а в первую очередь обеспечить прихожанам комфортное пребывание в храме. Как театр начинается с вешалки, так и храм начинается с притвора. Значит необходимо улучшить его внешний вид, привести в соответствие с современными требованиями с общим обликом храма.
Вопрос проведения ремонтно-реставрационных работ стоит очень остро, требует больших денежных вложений и эту проблему трудно решить без помощи меценатов и благотворителей!
Просмотров (1302)