История храма

//orel.cerkov.ru/

Вид на пристань Орла-городка

Стоял некогда на Каме-реке, в глухих пермских лесах, славный Орел-городок, Кергедан, как называли его местные племена, коми и пермяки, — селение в речном устье. Мал городок, да удал, крепость, опорная точка державы, столица обширных уральских владений именитых людей Строгановых. Именно здесь снаряжал свою дружину покоритель Сибири казак Ермак, отсюда отправился в глубь азиатского материка, раздвигая границы России. А в другую сторону везла река на потребу всех россиян соль-“пермянку”.

А головой всему, на самом краю мыса, подмытого рекой, — две каменные постройки: соборный храм Похвалы Богородицы, другой, поменьше, — Воздвижения Честного Креста, и чуть поодаль — палаты Строгановых, срубленные из отборных, толстых и прочных бревен.

В. Шенталинский возле памятника отцу Потапу

Просто невероятно, как мог появиться в таком медвежьем углу, в такое, еще достаточно средневековое, время премудрый пастырь, блестящий самородок, на голову выше своих земляков.

Протопоп Потап Игольнишников, написавший солидную рукопись «Статиръ» — поучения на воскресные дни и праздники годового круга, в честь святых, на разные торжественные случаи. Поучения предваряются двумя предисловиями, дополняются авторскими молитвами по совершении первой части и всего труда, и вдобавок еще виршами — 68 силлабическими двустишиями, обращенными как к доброжелательному читателю, так и к завистливому хулителю — уж в чьи руки попадет книга.

Писалась она один год, четыре месяца и двенадцать дней. Время и место создания автор указал точно, приписал киноварью в предисловии к читателю: 8 апреля 1683—20 августа 1684, в царствие государей, братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, в вотчине именитого человека Григория Дмитриевича Строганова — Орле-городке, на Каме-реке, в устье реки Яйвы. Указал автор и то, что служил тогда священником соборной церкви Похвалы Богородицы.

Книга эта замечательна не только тем, что освещает личность человека, ее написавшего, происходившего из крестьян и выбившегося при тогдашних препятствиях из невежества и темноты, в которой родился и жил, но вместе с тем представляет образцы сильного красноречия, напоминающего собою лучшие произведения отцов Церкви. Находясь посредине народа грубого, на невежество которого он беспрестанно жалуется, подкрепляемый верою в Бога и сознанием правого дела, бедный, неизвестный приходской священник старается своими поучениями пробудить чистые нравственные начала в душах своих прихожан и дать им вместе с тем истинные понятия о Боге и мире. В этих проповедях, написанных языком простым, но сильным, заключаются не только превосходные памятники красноречия, но еще можно найти множество указаний на нравы, обычаи и образ мыслей того времени, словом, что собственно составляет историю народной жизни.

Посёлок Орёл, 1966 год

Посёлок Орёл, 1966 год

А отец Потап будто в колокол гремел: «Скорчена душа наша, если смотрит только на земное, а о небесном и Божественном не помышляет … »

20 августа 1684 года он поставил точку: «Прими, Господи, малое зерно пшенично, изросшее в иссохшем колосе ума моего. Сотвори его в мире вкорениться, умножь и рассей по лицу всея Российской державы и во всех верных, где прославляется имя Твое … Аминь».

Верил отец Потап, что мысли и слова его будут известны «всей Российской державе», а уж нам, его землякам, и подавно.

Желание сохранить шедевры архитектуры для будущих поколений присуще не только жителям столичных городов, но и нам, обитателям провинции. Тем более что здесь есть чем гордиться

446 лет Орлу-городку

446 лет Орлу-городку

Вопрос сохранности памятников архитектуры всегда был одним из самых проблемных на Руси. Первые попытки государства взять под контроль архитектурное наследие были предприняты чуть менее двухсот лет назад. В 1826 году вышел именной указ императора «О доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и воспрещении разрушать оные», в котором губернаторам было «Волею Его Величества» строжайше воспрещено разрушать здания «древности». В этом же указе губернским и городским архитекторам предписывалось снимать подробнейшие планы и рисунки со старинных зданий, пересылать их в столицу со своими предложениями о «починке», которая бы «не переменяла древних планов и фасадов» данных сооружений.

Белинский писал: «Богатство мировой культуры образуется из множества национальных и местных культур», поэтому мы должны сохранить свою местную достопримечательность, внося тем самым вклад в одно общее большое дело – передать богатое наследие нашим потомкам, а им уже сохранить и передать будущим поколениям.

Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы — это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.

Понятно, что святыни должны сохраняться. Но и люди должны иметь возможность зайти и молиться в святом месте. Закрыть храм на реставрацию — это все равно, что, допустим, закрыть больницу, где людям необходимо лечиться, под предлогом особой исторической ценности ее здания. Храм — это тоже больница, куда люди приходят лечить свои души. И это в первую очередь. А это значит, мы должны заботиться не только о благолепии храма, а в первую очередь обеспечить прихожанам комфортное пребывание в храме. Как театр начинается с вешалки, так и храм начинается с притвора. Значит необходимо улучшить его внешний вид, привести в соответствие с современными требованиями с общим обликом храма.

Вопрос проведения ремонтно-реставрационных работ стоит очень остро, требует больших денежных вложений и эту проблему трудно решить без помощи меценатов и благотворителей!

 

Просмотров (1302)

Добавить комментарий