Историческая справка Церкви Похвалы-Богородицы п. Орел.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Начало XVIII века. Посёлок Орел Усольского района.

Посёлок Орёл, 1966 год

Посёлок Орёл, 1966 год

Построена в 1735 году усердием господ Строгановых, как соборная, каковой и оставалась до перенесения собора в с. Новое Усолье в 1752 году. Первые сведения о перенесении Церкви Похвалы-Богородицы на новое место относятся еще к 1706 году, так как старую церковь основательно подмывало водой.

Каменная, одноэтажная одноглавая, двупредельная с четырехъярусной колокольней, увенчанная куполом с фонарем и высоким шпилем. Первоначально церковь состояла из основного объема — четверик с сильно вытянутым по оси запад-восток восьмериком с куполом и световым фонарем, трапезной и притвором. В 1810-1820гг. над притвором сооружена колокольня, в объемах повторяющая композицию летнего храма.

Алтарная аспида летнего храма Повалы-Богородицы пятигранная. Полуциркульная аспида зимнего предела Александра Невского (трапезная) выходит в помещение основного объема внутри храма.

Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского рационального классицизма. Несмотря на это разновременные объемы удивительно хорошо сгармонированы.

//orel.cerkov.ru/

//orel.cerkov.ru/

Углы восьмерика основного объема акцентированы трехчетвертными колоннами, восьмерика колокольни — лопатками. На фасадах храма, несмотря на следование традициям русского барокко видны следы зарождающегося классицизма — членение пилястрами, применение триглифов.

В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, кристильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста.

Достаточно хорошо сохранилось внутренне убранство церкви: замечательный резной деревянный золоченый иконостас (по преданию, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка.) Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса.

Автор рукописной книги «Сатир» конца 17 века Потап Прокофьев, говорил о благоприятных условиях, в которые он был поставлен Г.Д. Строгановым при своей работе, как проповедник при церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке: «И богати о довольстви, и украси о благолепствующими красотами, книг же и рез дарева со изобильством, звоном же и сосудами ударствим б».

Фото Андрея Ширинкина

Фото Андрея Ширинкина

После закрытия церкви в феврале 1941 года 42 иконы 17-18 века были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другая церковная утварь – в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму.

В Пермской Государственной художественной галерее хранится немало подписных икон из этой церкви, принадлежащих кисти Строгановских мастеров Истомы и Никифора Савиных, Семена Бороздина, Семена Хромого, а также царевым жалованным мастером Оружейной палаты Иваном Максимовым.

Образа: «Св. Николай Чудотворец», «Св. Параскева Пятница», «Св. Модест», «Святители московские Петр, Алексей, Иона и Филипп», «Св. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы», «Св. Александр Невский», иконы праздничного ряда, два резных деревянных «Распятия», а так же «Спас Полунощный» — художественные памятники 17-19 веков хранятся ныне в Березниковском краеведческом музее И.Ф. Коновалова. В убранстве храма, а так же в нижнем и праздничном рядах иконостаса расположены иконы , перенесенные из закрытых церквей Дедюхина и Ленвы.

Храм расположен на живописном берегу реки Камы, обънесен железной кованной ажурной оградой на каменном цоколе и столбах.

Иваницкий Петр Николаевич-

1888-1891 гг. – законоучитель в Усольском женском двухклассном училище;

1890-1891 гг.- учитель пения в Усольской церковно-приходской школе;

1891-1893 гг. — учитель словесности в Усольской церковно-приходской школе;

1895 г. – заведующий Орловской школы грамоты, законоучитель Орловского начального училища;

1902-1903 гг. — законоучитель Орловской церковно-приходской школы;

1911 г. – законоучитель Пешковского начального училища;

1916 г. — законоучитель Орловской церковно-приходской школы.

Награды:

1886 г – награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III;

1909г — награжден серебряной медалью в память 25- летия церковно-приходских школ.

1913г — предоставлено право ношения особого нагрудного знака 300-летия царствования дома Романовых.

Попов Владимир Васильевич:

1903 -1912 гг.- учитель пения в Орловской церковно-приходской школе,

1909 г. — награжден серебряной медалью в память 25- летия церковно-приходских школ.

 

Источники и литература:

1. Власова О.М., Казаринова Н.В. Подписные и датированные иконы из коллекции Пермской художественной галереи. Каталог выставки. Пермь, 1993г.

2. Клировые ведомости… за 1914 год. БКМ-КП-4202/1 ЛЛ.130. 133 Об-134, 134 об-135.

3. Коржавкина Л.Ф. Дело из Соликамского архива(К истории Похвальского храма XVIII века села Орел)// Коноваловские чтения. Вып. 1. Березники 1995 г. СС 23-31

4. Коржавкина Л.Ф. Строгановские вклады в Верхнекамские храмы//Строгановы и Пермский край. Пермь,1992 С 52-53.

5. Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье М.,1988 с 162-163.

6. Памятники археологии и архитектуры Березниковско-Усольского района. Усолье,1994 г С 61.

 

Просмотров (744)

Добавить комментарий